Большинство работников бюджетных учреждений до сих пор получают зарплаты ниже, чем средние по регионам. Хоть большинство из них идет в профессию по призванию, они тоже рассчитывают на достойную оплату своего труда. В 2019 году ожидается увеличение оплаты труда как работникам бюджетной сферы, так и государственным служащим, а также военным.
Содержание статьи
- 1 Кого коснется повышение зарплат
- 2 Повышение зарплат работникам бюджетных учреждений
- 3 Повышение зарплат государственных служащих
- 4 Повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
Кого коснется повышение зарплат
Работники бюджетной сферы социально слабо защищены, ведь уровень их благосостояния полностью зависит от государства. Поэтому вопрос повышения зарплат бюджетникам – достаточно актуальный.
Регулярное повышение заработной платы разным категориям работников – гарантия того, что их доходы будут расти вслед за ростом цен на основные товары. Однако не всегда и не для всех категорий бюджетников повышение зарплаты производится в соответствии с уровнем инфляции – отклонения могут быть как в сторону более быстрого роста, так и наоборот.
К бюджетникам относят несколько отдельных категорий работников:
- непосредственно сотрудники бюджетных учреждений – учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.;
- представители власти – государственные служащие федерального, регионального и муниципального уровней;
- военнослужащие и сотрудники военизированных и силовых структур (сотрудники полиции, противопожарной службы, национальной гвардии и т.д.).
Уровень оплаты труда для разных категорий работников устанавливается по отдельности и регламентируется разными нормативно-правовыми актами. От этого отличается и непосредственно сам уровень оплаты труда:
Как видно, чиновники и силовики в России получают значительно больше, чем сотрудники непосредственно бюджетных учреждений (многие из которых получают зарплату даже ниже, чем средняя по стране). При этом более высокий уровень оплаты труда научных работников связан с немногочисленностью таких работников (большинство ученых в России работают в сфере образования).
Повышение заработной платы в 2019 году ожидается у представителей всех категорий бюджетников, однако величина этого повышения будет отличаться.
Повышение зарплат работникам бюджетных учреждений
Среди всех категорий работников, которые получают зарплату из бюджета, наименее социально защищены именно работники бюджетных учреждений (что видно из графика). При этом для разных категорий работников бюджетной сферы уровни заработной платы тоже различаются:
Стоит отметить, что повышение зарплат работникам бюджетных учреждений запланировано «Майскими указами» Президента РФ от 2012 года. Согласно ним, для некоторых категорий бюджетников должны существенно улучшиться социальные стандарты. Однако по состоянию на 2017 год большинство индикаторов не выполняются:
Год | Кому должны повысить | Ориентир для повышения | План | Факт (2017) | Процент выполнения |
---|---|---|---|---|---|
2012 | Учителя в школах | Средняя зарплата по региону | 39167 | 34027 | 86,9 |
2013 | Воспитатели в детских садах | Средняя зарплата в сфере общего образования | 34027 | 29027 | 85,3 |
2018 | Мастера и преподаватели профессионального образования; работники культуры |
Средняя зарплата по региону | 39167 | 32212-32466 | 82,2-82,9 |
2018 | Преподаватели ВУЗов; научные сотрудники; врачи |
200% средней зарплаты по региону | 78334 | 56445-63831 | 72,1-81,5 |
2018 | Социальные работники; младший и средний медицинский персонал | Средняя зарплата по региону | 39167 | 21413-30246 | 54,7-77,2 |
Как видно, наиболее близко к целевым показателям приближается уровень оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений (но достигнут он должен был еще в 2012 году). Важно, что это данные в целом по России, в некоторых регионах местные власти добились почти полного соответствия фактических показателей целевым значениям.
Стоит также отметить, что зачастую выполнение «Майских указов» проводится путем не фактического повышения зарплаты, а через манипулирование цифрами:
- сокращение и перевод младшего медицинского персонала в другие категории (например, перевод санитарок в разряд уборщиц) – в этом случае такие работники не попадают под повышение зарплаты. За 5 лет младший медицинский персонал сократился с 1,44 до 1,32 миллиона человек;
- сокращение персонала в сфере образования (за 5 лет – с 2,32 до 2,17 миллионов человек). Сокращают высокооплачиваемых сотрудников (с научными степенями и званиями), перераспределяя их зарплаты на другие должности. Одновременно сокращают низкооплачиваемые рабочие места;
- перераспределение обязанностей из-за сокращения персонала. Например, в здравоохранении обязанности сокращенного младшего персонала перенесли на средний медперсонал. Некоторые обязанности передают на аутсорс.
Как результат – при ограниченном фонде оплаты труда бюджетные учреждения смогли выполнить «Майские указы» более, чем на 80%.
Дальнейшее повышение зарплат бюджетников, которых касаются «Майские указы», будет выше, чем для остальных:
Таким образом, серьезное повышение заработной платы коснется только тех категорий бюджетников, которые упоминаются в «Майских указах» Президента от 2012 года. Остальных ждет повышение зарплаты на уровне величины инфляции.
Дополнительно некоторых бюджетников ждет повышение зарплат и по итогам повышения МРОТ. Для некоторых категорий младшего и среднего персонала со средним образованием зарплата устанавливается в зависимости от МРОТ. С 1 января его величина повышается с 11 163 до 11 280 рублей (что составляет всего около 1,05%).
Следовательно, повышение зарплат работникам бюджетной сферы в 2019 году ожидается на уровне от 1,05 до 6%.
Повышение зарплат государственных служащих
Государственные служащие в большинстве ведомств получают заработную плату около средней по региону или выше. При этом кроме оклада такие работники имеют право на дополнительные стимулирующие меры, материальную помощь, дополнительно им компенсируются некоторые расходы.
По состоянию на 2018 год средний уровень оплаты труда госслужащих такой:
Категории служащих | Всего | Законодательная | Исполнительная | Судебная |
---|---|---|---|---|
Работники федеральных государственных органах | 118,8 | 167,7 | 107,9 | 106,0 |
Государственные служащие на региональном уровне, в том числе: |
45,8 | 68,2 | 47,3 | 35,0 |
— в федеральных государственных органах | 41,3 | – | 42,3 | 35,6 |
— в государственных органах субъектов РФ | 56,4 | 68,2 | 58,8 | 32,5 |
Муниципальные служащие | 39,0 | 46,6 | 38,6 | – |
Как видно, существует серьезный разрыв между уровнями оплаты труда в федеральных, региональных и муниципальных органах власти. Стоит при этом учитывать, что федеральные органы власти расположены преимущественно в Москве, где стоимость жизни и средние зарплаты гораздо выше, чем в регионах.
Стоит учитывать, что с 2013 по 2018 год действовал режим «заморозки» окладов государственных служащих. Это было связано с экономическим кризисом и необходимостью сокращения государственных расходов.
В 2019 году запланирована индексация заработной платы государственных служащих на величину планируемой инфляции – на 4,3%. Эта индексация будет осуществлена с 1 октября 2019 года. Однако в регионах органы власти субъектов РФ имеют право поднимать оплату труда госслужащих своего уровня сверх этой цифры, но только за счет бюджета региона.
При этом данная индексация касается непосредственно оплаты труда чиновников, однако они имеют право на другие выплаты поощрительного и компенсационного характера, которые рассчитываются по другим методикам.
Так, в принятый Госдумой федеральный бюджет на 2019 год включены относительно высокие расходы, направляемые на материальную мотивацию чиновников. В основном это касается тех госслужащих, которые работают в приоритетных сферах (в рамках национальных и федеральных проектов).
Как отметил министр финансов России Антон Силуанов, в последние годы сложилась «плачевная» ситуация с оплатой труда государственных служащих, поэтому бюджетом на 2019-2021 годы предлагается повысить оплату труда чиновникам.
Согласно проекту бюджета, на материальную мотивацию государственных служащих планируется потратить:
- в 2019 году – 138,6 миллиардов рублей;
- в 2020 году – 208,9 миллиардов рублей;
- в 2021 году – 284,4 миллиардов рублей.
Также отметим, что, несмотря на «замороженные» оклады чиновников, суммы компенсаций (например, за аренду жилья и на транспорт) и материальной помощи каждый год росли. В дальнейшем следует ожидать, что они тоже будут расти, вместе с инфляцией.
Таким образом, повышение заработной платы государственным служащим в 2019 году будет складываться из нескольких частей: индексации окладов, усиления материальной мотивации, а также роста остальных элементов совокупной оплаты труда чиновников.
Повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
Вместе с «заморозкой» окладов госслужащих, военным тоже последние 5 лет не проводилась индексация денежного довольствия. Учитывая, что за 5 лет, когда индексация не проводилась, уровень инфляции составил примерно 50%, реальный уровень социальных стандартов военнослужащих снизился вдвое. В силу этого к 2018 году доходы военнослужащих с квалификацией и выслугой снизились до уровня работников с низкой квалификацией.
Только с 1 января этого года денежное довольствие было проиндексировано на 4%. Также в 2019-2021 годах, согласно проекту федерального бюджета, ожидается ежегодная индексация довольствия.
С 1 октября 2019 года ожидается индексация денежного довольствия военнослужащих, а также сотрудников МВД, ФСИН, ФСБ, Росгвардии и других военизированных организаций на 4,3%. На эту же величину увеличатся и военные пенсии (поскольку они рассчитываются из сумм денежного довольствия).
Повышение денежного довольствия в 2019 году затронет не только военнослужащих, но также и сотрудников МВД, службы войск национальной гвардии, ФСИН, Государственной противопожарной службы, ФСБ и других военизированных организаций.
Кроме того, следует учитывать, что в Вооруженных силах и других военизированных структурах оплата труда складывается из нескольких частей – оклад за звание, оклад за должность, доплаты за выслугу лет, за выполнение определенных заданий, за результаты службы и т.д. Все эти выплаты планируется повысить с 1 октября 2019 года на 4,3%.
В результате, доходы по разным воинским должностям составят после индексации:
- стрелок (рядовой) – 24 400 рубль;
- старший сапер (ефрейтор) – 37 000 рублей;
- командир отделения (сержант) – 53 300 рубля;
- командир взвода (старшина) – 71 500 рублей;
- командир роты (капитан) – 73 994 рубля;
- командир батальона (подполковник) – 85 345 рублей.
В МВД средняя зарплата после повышения составит примерно 39 000 рублей, в других структурах также ожидается рост.
В дальнейшем денежное довольствие военнослужащих также будет индексироваться – в 2020 году на 3,8%, в 2021 году – на 4%. На повышение денежного довольствия военнослужащих заложили соответствующие суммы в федеральный бюджет: на 2019 год – 22,6 миллиарда рублей, на 2020 год – 41,2 миллиарда.
Быстрый займ денег онлайн - это удобный способ получить деньги в кратчайшие сроки, не выходя из дома. Для того чтобы взять быстрый займ онлайн, вам необходимо выполнить несколько простых шагов:
-
Выберите надежный онлайн-сервис, который предоставляет займы. Обратите внимание на условия займа, процентную ставку, сроки возврата и штрафы за просрочку.
-
Заполните заявку на получение займа. В заявке вы должны указать свои личные данные, сумму займа и срок возврата.
-
Дождитесь одобрения заявки. Обычно онлайн-займы одобряются в течение нескольких минут.
-
Получите деньги на свой банковский счет или карту. Деньги обычно поступают на ваш счет в течение нескольких минут или часов.
Важно помнить, что быстрый займ онлайн является краткосрочным финансовым решением, которое нужно использовать осторожно. Не забывайте, что займ нужно погасить в срок, чтобы избежать штрафных санкций и неприятных последствий для вашей кредитной истории. Также обратите внимание на условия займа и оцените свои финансовые возможности, чтобы не попасть в ловушку задолженности.